Объем выпадающих доходов от введения налога на дополнительный доход удивил Минфин России


Минфин России предварительно оценил объем выпадающих доходов от введения налога на дополнительный доход (НДД) за январь – октябрь 2019 года в размере 140 млрд рублей. Эта цифра выглядит несколько разочаровывающей, о чем заявил руководитель департамента Министерства финансов РФ Алексей Сазонов. «И если результаты подтвердятся, то надо будет думать, что с этим делать дальше», - заявил А. Сазонов. При этом в октябре (по данным за первое полугодие 2019 года) этого года в ведомстве оценивали выпадающие доходы от введения НДД в 100 млрд рублей. Сама отрасль изначально оценивала выпадающие доходы в 30 – 40 млрд рублей, что совпадало и с оценкой Минфина России.


Напомним, что режим НДД заработал с 2019 года в пилотном режиме для отдельных участков с суммарной добычей не свыше 15 млн тонн. Этот налог был введен с целью обеспечения наиболее рационального подхода к использованию недр, а также с целью повышения рентабельности разработки месторождений. Новый налоговый режим, по мнению разработчиков законопроекта, должен стимулировать приток инвестиций в проекты с истощенными и трудноизвлекаемыми запасами нефти. И действительно НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, так как налог не взимается вплоть до полной окупаемости понесенных затрат, а последующее налогообложение осуществляется на основе показателей доходности. А в случае разработки высоко маржинальных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие нефтяной ренты в пользу государства. К тому же создаются условия для реализации высокозатратных проектов. И в отличие от НДПИ, НДД взимается не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, непосредственно связанных с разработкой участка недр. Ставка НДД составляет 50 %.


Механизм НДД предполагает, что капитальные расходы учитываются по кассовому методу (по оплате), а операционные расходы – по начислению (в момент их осуществления) на основании закрытого перечня этих расходов. К тому же для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансферного ценообразования. Это потребует подтверждения рыночных цен в сделках с аффилированными лицами. Цена нефти привязана к мировым ценам нефти сорта Urals (без учета скидок и премий за качество). Так же предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов. Сумма минимального налога в 2019 – 2020 годах составит 7140 руб. за тонну нефти, а с 2021 года – 9520 руб. за тонну.


Следует отметить, что нефтяные компании в целом выступают за расширение режима НДД на новых участках нефти до истечения срока действия пилотного проекта. Однако с учетом сложившейся ситуации, повсеместное введение НДД на всей территории РФ представляется весьма и весьма сомнительным. Хотя, с другой стороны, при введении НДД изначально предполагалось, что снижение налоговой нагрузки на отрасль будет компенсировано дополнительной добычей на этих месторождениях. Просто в Минфине не предполагали, что объем выпадающих доходов будет существенно выше ожидаемого. Окончательное решение по НДД Минфином России, как нам кажется, будет принято по итогам данных за 2019 год.